Информационная культура личности

         

Культура и образование


Если мы теперь посмотрим на другой конец возрастной шкалы, то увидим, насколько интернет стал важен для детей в Великобритании (данные последнего обзора): 90% из них просматривают интернет-сайты для выполнения школьных заданий, а 94% – для поиска другой информации; таким образом, доля детей, пользующихся интернетом, составляет 94% (Livingstone и Bober, 2004). Это исследование также показывает пути, с помощью которых дети активно вовлекаются в то, с чем они встречаются в сети: до 44% заполнили анкеты и 22% проголосовали за что-нибудь. Кроме того, возрастающую осведомленность о потенциале интернета подчеркивает тот факт, что 55% искали информацию о политике, окружающей среде, правах человека или других вопросах общественной жизни[5]. Однако мы также должны заметить, что дети часто используют интернет для удовлетворения своих уже существующих интересов и иногда для развлечения. Например, некоторые из наиболее часто посещаемых сайтов посвящены музыке, спорту, слухам о знаменитостях и информации о других средствах массовой информации (кино, телевидении). Иными словами, исследование этого типа показало, как использование детьми интернета строится на уже имеющихся интересах, которые также реализуются с помощью других средств массовой информации, таких как печать и телевидение (Livingstone и Bober, 2003).

Это позволяет сделать следующие выводы. Как и в случае IFAP, при исследовании ИКТ в повседневной жизни часто обращается внимание на культуру. Однако это в большей степени «массовая культура», а не «высокая культура». Вышеуказанное исследование дает пример массовой культуры молодых людей, показывая, что доставляет им удовольствие и что они на самом деле обсуждают между собой. Но если одной из задач IFAP является расширение знакомства с культурой, начинать следует в том числе с поиска новых связей с уже существующими интересами людей для того, чтобы увлечь их, как это делается в некоторых лучших образовательных программах и в сфере программного обеспечения.

Это не единственный «культурный» акцент в исследовании повседневной жизни.
Другим разделом должно быть изучение того, как люди используют ИКТ для доступа к информации о различных сообществах. Хотя это может включать потенциально интересующие сообщества, возможно, здесь следует изучать использование целого ряда средств массовой информации[6], помимо интернета, людьми, живущими за рубежом, представителями диаспор, рабочими-мигрантами, иммигрантами, которые хотят поддерживать связь с родиной, а также с этническим сообществом в другой стране (Miller и Slater, 2000; Hanafi, 2002). Здесь мы видим пример рассматривания «культуры» в антропологическом смысле, как «образа жизни».

Последним различием между IFAP и исследованием ИКТ в повседневной жизни является подход к образованию. Хотя исследователей повседневной жизни, вероятно, менее интересует формальное образование, они проявляют интерес к неформальным образовательным процессам. Например, различные исследования посвящены изучению «образовательной» роли телевидения в смысле расширения знаний о мире у людей[7]

(даже если исследования средств массовой информации, например, показывают, что здесь следует быть осторожным и критически оценивать то, как СМИ представляют мир). Люди также неформально «учатся» с помощью интернета. Так, в одном исследовании интернета, проведенном в конце 90-х годов, было показано, как взрослые люди и дети, просматривавшие все вещи в сети, привлекавшие их внимание, иногда узнавали что-либо о мире путем быстрого просмотра сайтов и случайных находок (Haddon, 1999). Между тем, недавно проведенное в Великобритании исследование показало, что дети учатся, и предпочитают учиться, путем неформального экспериментирования в сети, хотя остаются вопросы относительно того, насколько это может быть дополнено формальным руководством (Livingstone и Bober, 2004)


Содержание раздела